Ilya Valiev (ilyavaliev) wrote,
Ilya Valiev
ilyavaliev

Categories:

Культ дурака в России



В России дурак - герой любимый. В сказках ему отведено почетное место. Емеля-дурачок получает царевну, трон и личный остров, катаясь на печке и выдавая идиотские идеи. Илья-Муромец тоже дурак, сначала ленивый и равнодушный, потом, после дозы допинга (мельдоний россияне употребляли уже тогда!) идет служить князю Владимиру - знаем мы таких князей, и горбатится на него до пенсии, да и пенсия у него потом была так себе. И вообще умер в богадельне. Ужас. А другие наши дураки?

Минутку, а вот насчет Емели. Вы вообще понимаете, почему щука стала исполнять его желания? За что именно Емеля получил это самое "все"? Емеля любил природу и пожалел рыбу? Нет, люди, дело не в "зеленых" настроениях дурака Емели. То, что он случайно выловил в проруби, мало знало о гуманизме и любви к братьям нашим меньшим. Но сейчас я хочу продолжить слово о дураках, но вы пока подумайте. Что именно сделал дурак Емеля? В чем его поведение было правильным?

Далее под катом. И разгадка тоже будет там.

Итак, можно подумать, что дурак - герой только у наших людей, у россиян. Зарубежная культура, можно подумать, сказок про дурака, который получает бонусы, ни разу не создавала. Неправда.

Давайте вспомним немецкого Тиля Уленшпигеля, но только не того, которого описали в красивом романе, а настоящего фольклорного. Кто читал настоящие сказки про Тиля, тот помнит - основное занятие этого монстра было гадить людям в прямом смысле. Все время дурак Уленшпигель то в погреб богатому трактирщику навалит, то бедному крестьянину на сливы в телеге. Ха-ха-ха, заливался средневековый потребитель фольклора из Германии, а Тиль Уленшпигель процветал. И папу его никто не сжигал на костре, все это выдумки прозаика.

Европейский Дурак находит в лесу волшебную дудку и женится на дочери короля. Латышский дурак с помощью коня-помощника добыл себе царство. Корейский дурачок Ондар тоже женился на принцессе. И не все вели себя, как немецкий фольклорный персонаж!

А Емеля получил свои бонусы за уважение к вере и культуре предков.
Помните, в Россию пришло христианство и наподдавало языческим богам и служителям славянских культов? Те люди, что проще и "приземленнее", быстро забыли о старых богах, они не слышали их, не чувствовали, не уважали, только немного боялись - на уровне примет и суеверий. Емеля же - "дурак", "не такой", вроде бы ленивый, хотя когда в Индии йог медитирует, его почему-то никто лентяем не кличет.
Знал Емеля про старых богов, что все еще жили на земле русской. Слышал их, и сразу понял, кого поймал. Еще рисковал, угрожая.
- На что ты мне пригодишься?
(Кому вы нужны, старые боги, низринутые в забвенье?)
- Нет, понесу тебя домой. велю невесткам уху сварить! То-то уха будет сладка!
(И правда, уха из воплощения речного божества должна быть чем-то особенным).

Конечно, он не мог причинить вреда волшебной щуке, так что богиня оценила и гонор, и дерзость героя, но главное - его особые способности, не всякий смог бы услышать, а, тем более, поймать настоящее божество. Щука оценила, что он помнит их, славянских богов и не утратил связи с ними (и с родом своим, и с землей своей, с этой рекой...) За что и отмерила ему сверхспособностей. Дурак-глупец не Емеля, а тот, кто не помнит своей культуры. Кто прошлое свое спускает в унитаз, чтобы "уха была сладка". Наш русский дурак и вовсе не дурак.
Сказки совсем не для дураков пишутся.


Tags: Размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ilyavaliev Жовтень 29, 2004 20:32 12
Buy for 100 tokens
Это стоит попробовать! Более 1 000 000 просмотров в месяц. По соотношению цена и качество, это лучшее предложение. Так же я готов размещать платные публикации в следующих форматах: - Пост в блоге, рекламирующий вашу компанию, продукт или услугу. Тэг "Реклама" обязателен для всех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments