Кандидат физико-математических наук Юрий Горюнов двигался по трассе Москва-Уфа на автомобиле Лада Гранта и был запечатлен мобильным комплексом фиксации нарушений «КРИС-П». В «письме счастья», которое позже получил ученый, сообщалось, что он двигался со скоростью 92 км/ч на участке с допуском в 70 км/ч. Как результат - штраф назначили в размере 500 рублей.
Но не таковы наши российские ученые, чтобы просто так отступать!
Тем более, когда уверен, что не превышал. Ученый решил пойти на принцип и оспорить штраф в суде. Внимательно изучив фотографии в письме со штрафом, Горюнов сделал вывод, что датчик фоторадара был расположен ниже днища автомобиля.
«Как физик я сделал вывод, что в таких условиях уменьшается распространение радиоволн в этом атмосферном слое, и поэтому результаты измерения скорости оказываются завышенными. А изучив документацию «КРИС-П», я понял, что установка датчика фоторадара под углом меньшим, нежели угол в 25 градусов, указанный в технических характеристиках комплекса, тоже приводит к сильному завышению результата измерения скорости транспортного средства!» - пояснил Юрий Горюнов.
Дело в том, что работа аппарата по измерению скорости основывается на эффекте Доплера (изменение частоты сигнала локатора при отражении от объекта дает понять его скорость). На этот эффект влияют свойства среды, в которой распространяются излучаемые электромагнитные волны, поэтому устройство необходимо устанавливать в строгом соответствии с инструкцией, а иначе результаты будут искажены.
Собрав все материалы в кучу, ученый обратился в суд. В итоге через 5 заседаний, после изучения нормативных актов и руководства по эксплуатации приборов «КРИС-П» и «Искра» и других документов, предоставленных ученым, суд отметил решение о постановлении о штрафе.
Представитель ГИБДД на суд не явился, однако апелляцию в Верховный суд Республики Татарстан подали. Так что особенности эффекта Допплера в рамках условий российский дорог рассмотрят еще раз.
А вы говорите, что физику в школе учить не нужно!
Journal information