Ilya Valiev (ilyavaliev) wrote,
Ilya Valiev
ilyavaliev

Крылья Владимира Петлякова

Прекрасный и великий Владимир Петляков, советский авиаконструктор. Я считаю, что о таких людях нужно знать, помнить о них и рассказывать детям и внукам. Уверен, что о нем мало кто знает. И чем же он великолепен, подумаете вы?



Я вам сейчас расскажу




Владимир Михайлович Петляков родился 15 (н.ст. - 27) июня 1891 г. в селе Самбек Неклиновского района Ростовской области вблизи г. Таганрог в семье торгового служащего. В 5-летнем возрасте лишился отца, став старшим мужчиной в семье. Окончил 3-классное приходское училище, затем с отличием 8-классное среднее техническое училище в Таганроге. Начал свой трудовой путь во время летних каникул в возрасте 14 лет помощником механика в железнодорожном депо, по ночам подрабатывал кочегаром.

По окончании технического училища в 1910 г. отправился в Москву поступать в Императорское техническое училище. Через год после поступления вынужден был прервать учебу из-за необходимости помогать больной матери. Во время вынужденного перерыва в учебе, затянувшегося на 10 лет, работал на различных инженерных должностях в Дыбальцево, Брянске, Москве, в 1918 г. вернулся в Таганрог, где прошел путь от помощника машиниста до начальника участка тяги.
В 1921 г. по приглашению А.Н. Туполева вернулся в Москву для завершения учебы в МВТУ имени Баумана, где в 1922 г. в отличием защитил диплом по теме Легкий одноместный спортивный моноплан, реализованный в первом самолете А.Н. Туполева АНТ-1. Вместе с А.Н. Туполевым стоял у истоков отечественного металлического самолетостроения, участвовал в создании и испытаниях аэросаней, планеров и дирижаблей. Отвечал за крылья всех туполевских машин, затем за их передачу в серийное производство. С середины 1930х гг. во главе бригады тяжелых бомбардировщиков (ТБ). Ведущий инженер самолетов ТБ-1, ТБ-3, ТБ-4, АНТ-20 Максим Горький. Технический руководитель перелета АНТ-4 (ТБ-1) Страна Советов из Москвы в Нью-Йорк в 1929 г. протяженностью более 10,000 км.

С 1936 г. заместитель главного конструктора ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, с 1937 г. главный конструктор авиационного завода №156. Один из руководителей легендарных перелетов экипажей В. Чкалова и М. Громова на самолете АНТ-25 Рекорд дальности (РД) в США, для которого он спроектировал уникальные крылья-цистерны.
Фактический руководитель работ по советской «летающей крепости» самолету ТБ-7, совершившему свой первый полет 27 декабря 1936 г. Впоследствии самолет был переименован в Петляков-8 (Пе-8).

С 1940 г. В. Петляков - главный конструктор авиационного завода. В марте 1941 г. В. Петляков стал одним из первых лауреатов Сталинской премии I степени «за разработку новой конструкции самолета», а летом 1941 г. - лауреатом второго ордена Ленина.
Осенью 1941 г. В. Петляков руководит эвакуацией завода №22 из Москвы в Казань. 12 января 1942 г. В. Петляков трагически погиб при невыясненных обстоятельств во время перелета из Казани в Москву. Имя В. Петлякова носит Таганрогский авиационный колледж, школа в с. Самбек, улицы в Москве, Казани, Донецке и Таганроге, площадь в Кривом Роге.
В июне-июле в Музее техники Вадима Задорожного в Москве будет проходить выставка и мероприятия, посвященные 125-летию В. Петлякова. Во второй половине года подобные выставки пройдут в Казани и Таганроге.

Четвертый самолет А.Н. Туполева АНТ-4 стал первым тяжелым бомбардировщиком, за что получил обозначение ТБ-1. Сложность конструкции самолета заставила создать вначале деревянный макет самолета, большую часть работ по которому была возложена на В. Петлякова. Для выноса крыла из помещения пришлось даже проломить часть стены. Все работы по окончательной сборке самолета на Центральном (Ходынском) аэродроме были возложены на Петлякова. В дальнейшем у Туполева он всегда отвечал за подготовку самолетов к летным испытаниям и передачу в серийное производство.



По своим тактико-техническим характеристикам и размерам АНТ-4 превосходил зарубежные самолеты данного класса и было решено показать его в зарубежных полетах. Для этого с самолета было снято вооружение, заделан бомбоотсек; самолет получил название «Страна Советов».



Агитсамолет Максим Горький
АНТ-20 “Максим Горький” – самый большой пассажирский и агитационный самолет своего времени до сих пор входит в десятку крупнейших самолетов всех времен. Ведущим конструктором самолета был В. Петляков. Огромный самолет с размахом крыла 63 метра (как у Boeing 747 и почти как у Airbus A380 – самых крупных современных самолетов), деньги на который собирали по всему Советскому Союзу, должен был стать флагманом агитационной эскадрильи имени Максима Горького.



Внутренняя площадь самолета была сравнима с площадью современной трехкомнатной квартиры, в крыльях размещались кровати для отдыха, на самолете была своя радиоустановка, громкоговорящая радиоустановка, киноустановка, фотолаборатория, телефонная станция, библиотека, своя типография и даже пневматическая внутрисамолетная почта. На самолёте совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери: «Еще больше, чем техническим совершенством самолета, я восхищался молодым экипажем и порывом, общим для всех этих людей. Я восхищался их серьезностью и внутренней радостью, с которой они работали. Чувства, обуревавшие этих людей, казались мне более мощной движущей силой, чем сила восьми великолепных моторов гиганта...»

Красные крылья рекордного самолета
1930е гг. ХХ века – время лозунга “Быстрее, Выше, Сильнее” в авиации. Рекорды скорости, дальности, высоты и поднимаемой нагрузки утверждали лидеров в мировом самолетостроении. В таких условиях в 1931 г. было решено завоевать самый престижный рекорд – рекорд беспосадочной дальности – на советском самолете.
Проектирование самолета поставило перед конструкторами множество новых задач. В. Петляков занимался проектированием уникального крыла – шестнадцатиметровое тонкое крыло-цистерна с удлинением 13 на тот момент нигде в мировой авиации не встречалось, и для расчета его на прочность пришлось разрабатывать свою собственную методику.

Несмотря на все сложности, летом 1933 г. машину выкатили на аэродром, а уже к осени был построен второй самолет. 12 сентября 1934 г. экипаж М. Громова установил на АНТ-25 (РД) мировой рекорд дальности полета по ломаному маршруту, преодолев за 75 часов расстояние 12,411 километров. Появилась уверенность в том, что завоевание самого престижного рекорда – полета на дальность по прямой – возможна.



18-20 июня 1937 г. состоялся перелет Москва-Ванкувер экипажа В. Чкалова дальностью 9,130 километров, а 12-14 июля – Москва - Сан-Джасинто экипажа М. Громова, дальностью 11,500 километров. Таким образом советские летчики установили сразу два мировых рекорда дальности, что сделало их героями не только на Родине, но и во всем мире.
Самолет РД-2 сегодня находится в Мемориальном музее Валерия Павловича Чкалова в городе Чкаловске, недалеко от Нижнего Новгорода.

Стратегический бомбардировщик Пе-8
В начале 1930х годов после появления самолетов ТБ-1 и ТБ-3 Советской Союз занимал первое место в мире по количеству и качеству тяжелобомбардировочных самолетов. Но развитие авиации в то время шло быстро, и очень скоро стало ясно, что время тяжелых медленных “бомбовозов” с гофрированной обшивкой ушло. Задание, поставленное перед конструкторами, включало в себя потолок 12 км, скорость 400 км/ч, бомбовую нагрузку 2-4 тонны, дальность 1200-3800 км.
Самолет начали проектировать в середине 1934 года, но из-за постоянного изменения требований ВВС к самолету, срывов сроков готовности моторов и стального проката свой первый полет совершил лишь в декабре 1936 г.
После завершения государственных испытаний, в 1939 году самолет наконец был запущен в серийное производство на заводе №124 в Казани.

Пе-8 на момент создания был самым крупным, скоростным и высотным самолетом в Европе.



Tags: мысли
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ilyavaliev 00:01, yesterday 20
Buy for 100 tokens
Даже не знаю, как назвать этого человека. С одной стороны, раньше таких называли героями. С другой, сейчас, когда у науки есть много возможностей доказать определенные теории, не прибегая к смертельному риску, профессор Чепурнов представляется безумцем. Число подтвержденных случаев повторного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →