
Чем увлекательны фантастические романы, так это возможностью перенестись в будущее, заглянуть в него хоть краешком глаза. К сожалению, до изобретения машины времени еще очень далеко, так что взглянуть на, скажем, Москву-2030 мы сможем пока что только через 15 лет. Но вот повлиять на то, какой она будет уже в ближайшем (и не очень ближайшем) будущем, мы можем уже сегодня. Именно этим вопросам и посвящен открывшийся в Москве IV Урбанфорум, на котором обсуждаются вопросы формирования городской среды (и не только столицы, но и других городов), а также вопросам вовлечения в это не только городских властей, коммунальных служб и бизнеса, но и самих граждан (этому даже была посвящена отдельная конференция «Власть и граждане: технологии сотрудничества»).

Отдельной красной нитью через практически все заседания прошли вопросы краудсорсинга – совместное решение каких-то острых, наболевших проблем с помощью информационных технологий. Высказывались как российские, так и иностранные эксперты, потому что проблемы у городских жителей, по сути, одинаковые. Ведь, если вдуматься, построить город – очень сложно. Построить город так, чтобы он нормально функционировал и при этом был удобен самим жителям – еще сложнее. Построить нормально функционирующий город, удобный для жителей на основе уже имеющийся исторической застройки и сложившихся традиций – практически нереально, но, как показывает зарубежный опыт (и, кстати, можно с гордостью сказать, что и наш, российский – тоже), все же возможно. Краудсорсинг – один из способов решения этой проблемы.
Я присутствовал на секции «Клиент или посетитель? Мировые практики предоставления госуслуг». Кроме представителей из Сингапура, Бразилии, Словакии, наше городское правительство было представлено заммэра столицы Анастасия Ракова и руководитель проекта «Наш город» Наталья Климова.
Что предлагалось? Множество решений, на самом деле (некоторые из них уже реализованы в рамках наших, российских краудсорсинговом проектов, например, портала «Наш город»): проведение онлайн-референдумов и развитие онлайн-сервисов в категории госуслуг, развитие интерактивной обратной связи между властью и горожанами (кстати, как говорили эксперты, это значительно снижает коррупционные риски).

Представители мэрии рассказывали о работе МФЦ (еще один достаточно удачный проект на основе краудсорсинга), о том, как можно организовать систему ожиданий. Например, он-лайн система отслеживания очередей показывает, сколько люди ждут в очереди, это позволяет решать возникающие проблемы в режиме реального времени (мобилизация ресурсов внутри центров или внутри сети).

Кстати, наша система МФЦ на сегодня признана лучшей в мире. Анастасия Ракова (не на этой секции, на другой) рассказала о проекте «Активный гражданин», сейчас продвигаемом мэрии.

Благодаря ему удалось уже привлечь более половины жителей столицы к обсуждению насущных проблем города. Впрочем, нам есть куда расти и как развиваться: в Эстонии, например, в 2011 году в онлайн-выборах проголосовало более четверти населения страны), а в Аргентине на портале госуслуг осуждают самые насущные законопроекты.

Делились опытом и наши госкорпорации, например, «Почта России», которая (тут, думаю, со мной никто спорить не будет) в последнее время шагнула далеко вперед. Представитель почты говорил о том, как может развиваться его ведомство в плане предоставления госуслуг.

Обсуждались вопросы развития центров услуг и увеличения участия людей в этих проектах.
Journal information