Ilya Valiev (ilyavaliev) wrote,
Ilya Valiev
ilyavaliev

Categories:

Невидимая опасность

Каждый раз, садясь в самолёт, мы подвергаем себя риску. Отнюдь не риск катастрофы, ибо гораздо более шансов угодить в катастрофу в автомобильном транспорте. Этот риск связан с получением дополнительных доз космической радиации.


Фото letchikleha

От космической радиации всё живое на Земле защищено атмосферным слоем и магнитосферой. Считается, что в умеренных широтах и тропиках уровень космической радиации на высотах до 15, а то и 18 километрах лишь незначительно отличается от её уровня на поверхности. Однако, за полярным кругом безопасный слой составляет лишь 8 километров. Все рейсы самолётов из Европы в Азию или Америку проходят именно в приполярной области нашей планеты и на высотах более, чем 8 километров.


Более глубокое проникновение солнечного и космического излучений у полюсов обусловлено ослабленным магнитным полем и более тонким озоновым слоем. Именно из-за этого у полюсов мы наблюдаем aurora borealis (или у южного полюса называется: aurora australis), - полярные сияния. Высокочастотные потоки частиц замедляются магнитным полем и атмосферой. Некоторые из них замедляются до частот видимого электромагнитного спектра. Некоторые - нет.

Именно те частицы, которые сохраняют свои частоты на уровне, например, рентгеновского излучения, и представляют опасность для пассажиров и членов экипажей "трансатлантических" рейсов.

По расчётам, за пять часов пребывания в полете, на высоте 11000 метров, человек получает радиационную дозу, соответствующую одному рентгеновскому просвечиванию грудной клетки. Поэтому для людей, часто летающих по делам, для летчиков, стюардесс — космическая радиация может быть серьезной проблемой.

Люди могут без особого вреда своему здоровью переносить дополнительное излучение, получаемое на высоте более 10 км, в течение нескольких часов. Всё же пассажирам не рекомендуется летать более 72 часов в месяц.

Сравним цифры. Летчики и другие члены экипажа реактивных лайнеров, совершающие частые перелеты через Атлантику или через континент, могут регулярно накапливать дозу облучения свыше 5 мЗв в год, т. е. максимально допустимую для обычного населения (средняя норма для стран Западной Европы). Добавлю для примера, что в Украине предельной дозой облучения, правда, для техногенных (созданных человеком) источников, является 1 мЗв в год, а средние дозы облучения персонала проживающего в г. Чернобыль и работающего на ЧАЭС составляет от 2 до 10 мЗв в год. То есть члены экипажей получают в некотором смысле такую же дозу облучения, как те люди, которые бы жили в отчуждённой территории Чернобыльской АЭС.

Современная медицина не может внятно объяснить влияние повышенных (не жёстких) доз радиации на человеческий организм. Радиация влияет на него на клеточном и даже генетическом уровне. Влияет незаметно, и всегда её влияние можно списать на иные вредные факторы. Однако, российские летчики просят учитывать радиацию. Результаты исследований показали, что годовую дозу облучения можно получить всего за 108 летных часов. Сейчас в России радиационный санитарный контроль у пилотов ведётся с высот от 15 километров.

Вы как думаете, действительно ли проблема космического излучения в полётах актуальна или сильно преувеличена?


Subscribe
promo ilyavaliev 00:01, вчера 95
Buy for 100 tokens
Кто бы мог подумать, что милые кошки станут смертельно опасны для своих владельцев. Сайт мэра Москвы предупредил — избавляйтесь, читайте. Рекомендация: «представителям групп риска рекомендуется избегать тесного контакта с домашними животными. Если нет возможности передать кому-то питомца,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →